» » Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2019



Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2019

05 октябрь 2018, Пятница
631
0
0


Как писать сочинение?



Давайте посмотрим, как же писать сочинение.


Для тех, кто уже имеет представление о сочинении на ЕГЭ, этот материал будет лишь повторением, но я знаю, что очень большой процент ребят даже не могут себе представить, как писать сочинение и из чего оно состоит.


Все начинается с плана. План имеет пять пунктов и соответственно у вас должно быть в вашем сочинении пять абзацев. Абзацы должны идти в строгой последовательности друг за другом как в нашем плане.


1. Первое это вступление 


Многие учителя пренебрегают вступлением и говорят, что можно начать писать сразу с проблемы. Но я считаю, что вступление это как первое впечатление о человеке, которое должно сразу заявлять о себе и выделять наше сочинение из общей массы всех других сочинений.


2. Проблема и комментарий 


Дальше идет непосредственно формулировка проблемы и ее комментарий.  


3. Позиция автора 


Обязательно должна быть позиция автора.


4. Свое мнение и аргументы 


Собственное мнение на данную проблему плюс аргумент. Лучше всего приводить аргумент из классической литературы.


5. Заключение 


Заключение логически завершает всю нашу конструкцию. Абзацы должны идти именно в такой последовательности, в какой они указаны выше. 


Давайте более подробно разберем, как же все это делать?






Для того чтобы написать красивое и запоминающееся вступление нужно немножечко подумать и пофантазировать. Каждый текст, который вам будет предложен для анализа, имеет своего автора. В ЕГЭ публикуются только знаменитые философы, писатели и очень хорошие люди, поэтому можно начать со сведений об авторе.


Допустим автор нашего текста Виктор Петрович Астафьев и мы пишем: «В.П.  Астафьев один из удивительных мастеров художественного слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе».


Не забывайте ставить инициалы к фамилии автора! Это указывает на ваше уважение к человеку. 


Астафьев писал о природе, поэтому у нас будет трепетное отношение к природе. Слова «Астафьев» и «к природе» подчеркнуты не зря. Вместо фамилии «Астафьев» вы подставляете фамилию автора вашего текста. Вместо «к природе» вы

подставляете основную тему писателя, то о чем он писал. 


Например:


к природе;

к детям;

к учителю;

к человеку на войне;

к женщине;

к животным;

к человеку;


Первый вариант вступления готов, но очень часто тексты бывают о чем-то нематериальном. Это может быть дружба, любовь, милосердие, сострадание, сопереживание, преданность. Если у вас текст об этом, то можно начать в качестве вступления с ряда однородных членов. 


Например: «Милосердие и сострадание - без этих нравственных категорий невозможно себе представить духовную жизнь мыслящего человека. Но дать им определение не так просто».


Вместо подчеркнутых слов «милосердие и сострадание» можно подставить те слова, что подходят к теме вашего текста.


Если ничего из этого не подходит, можно взять вопросы, которые можно либо самим сформулировать по тексту либо также воспользоваться шаблоном. 


Например, у вас текст о верности и вы пишете: 


«Верность…Что это такое? Какую роль она играет в духовной и нравственной жизни человека? Эти и другие вопросы возникают после прочтения текста Г. Иванова»


Здесь мы в нашем шаблоне подчеркиваем первое слово, потому что вместо верности вы пишите здесь то, что подходит к вашему тексту и также естественно изменяется автор. 


То есть вы выбираете какой-то из этих трех шаблонов вступления и пишите его, заменяя подчеркнутые фрагменты. И все наше вступление готово. 



Проблема и  комментарий  



Формулировка проблемы 



Дальше у нас идет второй абзац или формулировка проблемы. То есть слово проблема должно прозвучать, чтобы эксперт, который будет проверять ваше сочинение, видел, что вы сейчас на этапе формулировки проблемы.


Можно начать так:


Автор предлагает поразмышлять над важной проблемой:

Автор поднимает важную проблему:

Автор рассуждает над важной проблемой:


Слово «важную» тоже можно изменить на интересную, глобальную, философскую, вечную, популярную, актуальную во все времена, волнующую современников, животрепещущую. То есть любой эпитет здесь может подойти.


После важной проблемы ставим двоеточие и формулируем проблему в именительном падеже.


Например: «Автор предлагает поразмышлять над важной проблемой: нравственный выбор». 


Проблема должна быть сформулирована предельно четко и ясно, например:


Роль учителя в жизни человека;

Роль детства в жизни человека;

Детской нищеты и страдания;

Героизма и мужества; 

Героизма русских воинов.


Что такое проблема и как ее выделять? Вы сначала читаете текст. Как правило, в каждом тексте несколько проблем. Читаете текст и думаете, какая проблема здесь затронута? 


Проще говоря, проблема это тема текста, автор о чем-то говорит нам и мы должны понять о чем.


Здесь можно посмотреть таблицу с наиболее часто встречающимися проблемами: Проблемы ЕГЭ



Комментирование проблемы 



Мы должны в этом же абзаце прокомментировать проблему.


Под комментированием проблемы подразумевается то, что нам нужно рассказать, о чем автор пишет в данном тексте? О чем говорится в этом тексте по данной проблеме? 


Здесь мы уже должны работать сами. 


Например:  «В небольшом, но очень содержательном тексте автор рассуждает о….. »


Здесь глагол «рассуждает» также подчеркиваем, потому что если тип текста рассуждение, то есть мысли автора, то тогда мы выбираем глагол «рассуждает».


Если тип текста повествование, то есть какие-то события происходят, то тогда повествует или рассказывает.


Если автор описывает, например, как прекрасно русское поле, то тип текста описание.



О чем автор рассуждает нужно написать примерно одно-два предложения. Пример: Автор рассуждает о роли художественной литературы в жизни человека о том, как важно читать именно серьезные книги. Тут же добавляем первую цитату.



Добавление двух цитат 


Обязательно мы доказываем цитатой из текста. Цитата не должна быть слишком большая. Большую цитату вы сокращаете, ставите многоточие и берете в кавычки.


Но это еще не все, нужно привести две цитаты в этом абзаце.


Снова пишем, например: Автор рекомендует подрастающему поколению то, какие книги читать: «вторая цитата»


Как подбирать цитаты для добавления в комментарии? Это все приходит у вас с опытом, то есть вы пишите много сочинений и со временем при прочтении у вас вырабатывается такое умение, как видеть те цитаты, которые вы будете приводить.


Прекрасно абзац закончен. Вот что у нас получилось:




Текстовый пример:

 

Раскрывая подлинный смысл проблемы, Н.С. Лесков рассказывает поучительную историю о Селиване, которого «все в округе считали колдуном и разбойником» из-за  его неприглядной внешности. Тем неожиданней для всех стал искренний поступок Селивана, когда он вернул шкатулку с ценными вещами. С тех пор окружающие воспринимали его как доброго, честного человека; внутренняя красота отразилась и на его внешности. «Какое у него прекрасное, доброе лицо!» – восклицает рассказчик.


То есть в этом абзаце мы сформулировали проблему очень коротко и четко, прокомментировали ее и в комментарии добавили две цитаты из теста. 



Позиция автора


Чтобы наш эксперт, который проверяет наше сочинение, видел, что здесь у нас пошла уже позиция автора, мы пишем, что позиция автора однозначна. Как правило, она всегда однозначна.


Мы пишем: «Позиция автора однозначна и выражена довольно четко…»


Если вы постоянно повторяете автор, автор, автор, то нужно заменять эти слова синонимами. Или

писатель или по фамилии с инициалами или просто по имени-отчеству. 


В этом абзаце мы должны передать, какие эмоции испытывает автор к данной проблеме.

Эмоции могут быть положительными, отрицательными либо нейтральными. Но нейтральные эмоции встречаются очень редко, как правило, у автора четко прослеживается, как он относится к проблеме.


И мы продолжаем нашу запись: «Позиция автора однозначна и выражена довольно четко. Он убежден в том, что…»


Например: Чтение приносит огромную пользу человеку. Польза чтения неумолима, и ее нельзя преуменьшить.  



Эмоция автора 


Дальше мы должны выразить непосредственно эмоцию.


Например:


Автор восхищён людьми способными на подвиги в мирной жизни.


Автор поражён. С болью в сердце он пишет о детях, детство которых пришлось на военное время. 


С негодованием и ненавистью, если допустим у нас тема фашизма.


С уважением и восхищением и так далее.


Мы должны написать два-три предложения. Выявить эмоцию и записать ее.


Что у нас получилось: 



Заключение и собственное мнение.



Пример написания: Я полностью разделяю позицию автора.


Мы обязаны согласиться с автором, даже если вы с чем-то с ним не согласны на экзаменационном сочинении вы просто обязаны с ним согласиться.


Основную фразу можно заменить:


Я не раз задумывалась о роли литературы в жизни человека, поэтому тема текста близка и понятна мне и я разделяю позицию автора.


То есть мы должны согласиться. Дальше мы вставляем вводное слово «действительно» и пишем 3-4 предложения

рассуждая о заявленной автором проблеме.



Что мы думаем об этом?  


Мы пишем, что именно мы думаем по этому поводу, но уже в отрыве от текста. Мы не берем героев текста, все это уже

тут заканчивается.


Здесь мы пишем, какая у нас была проблема сформулирована. Допустим проблема героизма русских воинов и в тексте какой-то подвиг описан. Тут уже мы не берем текст, мы пишем, что лично мы думаем о героизме русских воинов.


Например: Во все времена русские люди отличались необычайным героизмом и подлинным мужеством они шли и боролись до последней капли крови до последнего вздоха.


Мы это оформили. Дальше мы можем по желанию подкрепить наше мнение аргументами. Лучше всего их брать из классической литературы.


Как перейти от собственного мнения к аргументам? Мы прямо пишем: Свою позицию я готов или готова подтвердить аргументами из литературы. 


В интернете очень много разных банков и аргументы можно взять оттуда или из личного опыта, если вы читаете книги. Литературные аргументы ценятся выше других. 


Как это оформить?


Например, первым аргументом вы приводите какой-то сюжет из романа Л.Н. Толстого «Война и Мир».


Вы пишете: Во-первых, роман Л. Н. Толстого «Война и Мир» …


И дальше вы расписываете аргумент. Обязательно нужно расписать несколько предложений, в чем именно в этом романе и

как именно затронута поднимаемая нами проблема.


Жанр также обязательно нужно указывать. Если вы не помните что это за жанр, повесть или роман, то вы просто пишете:

Произведение Василия Быкова «Журавлиный Крик» …и начинаете расписывать.


Тут можно скачать банк аргументов ЕГЭ в виде таблицы: Банк аргументов ЕГЭ 


Вот что у нас вышло:




Важно! В 2019 году аргументы убрали из формулировки задания! Их можно не приводить, однако один аргумент по желанию можно привести, это послужит обоснованием вашего согласия с автором. Именно аргументация обосновывает и доказывает. 






У нас будет несколько вариантов заключения


а) Прочитанный текст помог мне утвердиться во мнении, что… допустим, чтение художественной литературы оказывает немалую пользу человеку.


Прочитанный текст помог мне утвердиться во мнении, что героизм и мужество это национальная черта русского характера.


Что-то очень красивое. Вы должны в заключении показать, что вы не просто прочитали этот текст, но и проанализировали его, пропустив через себя и вложив душу. В сочинении вы делаете вывод, что этот текст и его содержание оставило какой-то след у вас в душе.


В этом сочинении вам дается шанс показать, что вы думающие люди, что у вас есть свое мнение, что у вас очень много духовных и нравственных ориентиров. Поэтому сочинение должно быть написано с душой. Не бойтесь вкладывать душу вообще во все что вы

делаете и в написание сочинения в том числе.


б) Текст заставил меня задуматься о том, что я благодарен своим родителям за воспитание. Они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что это поможет мне в жизни.


Такой вывод говорит, что вы выросли в хорошей семье и именно родители заложили нравственную основу вашей души.


в)  Текст задел меня за живое, и  я  поняла, как хрупок этот мир. Мы должны позаботиться о том, чтобы сохранить ценности для будущих поколений.


Итак, вот и закончились все 5 пунктов нашего плана.


За сочинение можно получить 24 балла, и мы должны стремиться именно к этой цифре.


Сочинение, оцененное от 20 баллов, уже прекрасно смотрится. Даже если у вас будет в тестах какие-то недочеты, но прекрасно написанное сочинение, то в перерасчете на сто балльную систему, у вас будет на порядок выше баллов, чем у того, у кого с сочинением плохо, а с тестами все хорошо.


Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, готовые домашние задания, ответы на вопросы
Помощь школьнику и учителю © 2019